Договор заключается между заказчиком и веб-студией. В качестве заказчика выступает как физическое, так и юридическое лицо. Веб-студию также может представлять физическое лицо (ИП - распространенное явление, сейчас еще появились самозанятые).
Предметом договора может быть оказание услуг либо выполнение работ.
Оказание услуг - это процесс. В договоре перечисляются все услуги, выполняемые исполнителем. Результат работы может быть не указан в договоре. Например, Техническое сопровождение сайта не имеет конечного результата. Услуги оказываются в течение определенного периода времени.
Выполнение работ имеет четкий результат, прописанный в договоре. При создании сайта исполнитель передает заказчику мультимедийный продукт и все права на его использование. Таким образом, при разработке сайта необходимо заключать договор именно на выполнение работ.
Маловероятно, что у вас возникнут проблемы с веб-студией, большинство веб-студий все же пытаются решить все споры в досудебном порядке, даже если считают, что не прав клиент. Таким образом они поддерживают свой имидж. Но все же нужно учитывать различие в понятиях "оказание услуг" и "выполнение работ", потому что при возникновении споров суд может не удовлетворить иск, если договор составлен неправильно.
Сам договор можно заключать с физическими и юридическими лицами.
Плюсы договора с физическими лицами:
- Обычно это дешевле. Потому сейчас многие работают с ИП или самозанятыми. с физлицом без ИП или статуса самозанятого работать не очень выгодно в плане налогов.
- Исполнитель отвечает своим имуществом и доходами. При удовлетворении иска в суде можно получать отчисления с доходов ответчика.
Минусы:
- У физлица может не быть имущества и доходов. В этом случае будет сложно взыскать убытки.
Плюсы договора с юридическими лицами:
- Крупные компании дорожат своей репутацией.
- С юридического лица проще взыскать ущерб в случае выигрыша в суде.
Минусы:
- Если компания обанкротится или перестанет существовать, нельзя возместить убытки.
Так мы видим, что в обоих случаях нужно проверять веб-студию - как долго существует, есть ли отзывы, портфолио. Если это фрилансер, как он отвечает на негативные отзывы, как урегулирует конфликты с клиентами.
Основные пункты договора на создание сайта
Самым важным пунктом, конечно же, является предмет договора. Если предметом договора выступает сайт, надо также указать, в каком виде исполнитель передает готовый продукт заказчику. предоставляет ли он просто файлы или устанавливает на хостинг? Кто оплачивает хостинг и домен? Нужно ли наполнение сайта контентом. Все, что должно быть сделано, прописывается в договоре. Обычно это указывается в техническом задании, которое прикрепляется к договору в качестве приложения.
Цена договора. Обязательная часть. Также прописывается схема оплаты: предоплата, постоплата, оплата частями поэтапно. Если в процессе работы возникают дополнительные траты, они прописываются в приложении к договору.
Сроки договора. Этот пункт часто нарушается по трем причинам.
Первая - заказчикам нужно больше времени на проверку работы. Поэтому всегда лучше к срокам в договоре прибавить 30% от ожидаемого результата. если вы планируете запустить сайт через месяц, лучше к этому добавить еще 10 дней. Чем больше людей, принимающих сайт, тем больше времени уйдет на проверку и утверждение выполненных работ.
Вторая - в процессе работы у заказчиков появляется дополнительные пожелания и идеи, что еще можно сделать. В этом случае дополнительные работы перечисляются в приложении, которое прикрепляется к основному договору.
Ну и третья причина - исполнители сталкиваются со сложностями или невозможностью разработки. Приведем пример из личного опыта. к нам обратилась компания с просьбой интегрировать их интернет-магазин с программой СмартЛомбард. Однако эта компания была очень ограничена в средствах. Мы обычно идем навстречу, но в данном случае отказались, потому что объем работы был очень большой, за ту сумму, которую нам предлагали, сделать его нереально. Но мы выполняли другие работы для этой компании и были в курсе ситуации с интеграцией. Нашлась веб-студия, которая взялась за интеграцию со СмартЛомбардом на условиях заказчика. Но через полтора месяца они расторгли договор, потому что интегрировать интернет-магазин оказалось невозможно - на тот момент API СмартЛомбарда не работало корректно. Как сейчас, не знаю. От этой программы отказались.
Также в договор следует включить максимальное количество доработок и исправлений. Если этого не сделать, заказчик может вносить новые и новые правки, таким образом объем работ будет сильно увеличен, а цена останется той же. С этим сталкивались множество начинающих веб-студий и фрилансеров. Грамотно описанное в договоре количество итераций правок защитит исполнителя от неоговоренной работы, а заказчик будет четко формулировать доработки, которые предусматривает договор.
Претензии, с которыми может столкнуться веб-студия
Не все заказчики разбираются в тонкостях веб-разработки, поэтому иногда бывают претензии, которые никак не относятся к договору исполнения услуг. Вот некоторые из них:
- После переноса сайта у заказчика перестал работать другой сайт, на другом домене. Обычно это не связано, никак. Но иногда заказчики требуют устранить довольно странные проблемы. Знакомые разработчики сталкивались с претензиями типа «после установки сайта на хостинг компьютер сломался» или «у меня появились вирусы».
- Кстати, про вирусы. Это еще один вид претензии. Бывает, что заказчики. несмотря на все рекомендации, задают для входа в админку пароль "123456". Китайцы-хакеры моментально устанавливают на рабочий сайт вредоносный код, который рассылает спам или перенаправляет посетителей на другой сайт. А виновата по мнению заказчика студия - все сломала.
- Сайт сдан, заказчик хочет доработать его и нанимает фрилансера. Фрилансер меняет код сайта. Возникают ошибки, которые исполнитель не может устранить. Заказчик обращается к веб-студии, разработавшей сайт, с претензией "почините по гарантии". Конечно, это уже "негарантийный случай", как если бы заказчик самостоятельно попытался починить холодильник, и только потом отнес его в сервисный центр. Гарантия работает при условии, что другой программист не вмешивался в код.
- Требования ввести штрафы за просрочку. Такие пункты могут прописываться в договоре, но в этом случае штрафы обоюдные:
Однако, по моему опыту, большинство заказчиков нарушает сроки оплаты или согласования. Я на этом пункте не настаиваем и в случае просрочки пени не требую. Добавляется этот пункт исключительно для спокойствия заказчика.
Часто такие разногласия разрешаются обычным объяснением. Некоторые заказчики уже обожглись с разработкой сайта и ко всему относятся подозрительно. Важно донести все моменты до заказчика, даже если все четко прописано в договоре.
Какие трудности могут возникнуть с недобросовестными веб-студиями?
Даже при грамотно составленном договоре споры не исключены. И далеко не всегда не прав именно заказчик. Бывает, что и исполнитель, специально или непреднамеренно, требует то, что не прописано в договоре.
Вот некоторые примеры:
- Увеличение стоимости разработки при требовании заказчика убрать ссылку на веб-студию в подвале сайта. При передаче объектов интеллектуальной собственности, которой является сайт, вы можете делать с ней все, что угодно. Это ваш сайт. Можете удалить эту ссылку. Правда, тут может крыться еще одна хитрость от веб-студий. Некоторые исполнители могут отказаться исправлять возникшие ошибки на сайте по гарантии, потому что вы вмешались в код, даже если вы совершили простейшее действие. Конечно, студии, дорожащие репутацией, так не делают и просто сами убирают эти ссылки, если клиент не согласен на размещение. Но надо иметь в виду этот момент и уточнить его до заключения договора.
- Навязывание ненужных услуг для увеличения стоимости разработки. заказчик может не разбираться в технических тонкостях работы сайта, поэтому любые предлагаемые доработки нужно хорошо понять. Не просто "так сайт будет лучше работать". в чем лучше? Каким образом этот эффект достигается? Какие работы будут выполнены?
- Получен упрощенный функционал. Например, вам сделали сайт, но без административной панели, управлять им нельзя. Хотите админку - платите дополнительные деньги. Вообще, эта ситуация маловероятна, потому что существует Техническое задание. Ни одна хорошая веб-студия, ни один профессионал-фрилансер не возьмется за работу без ТЗ. Если работы небольшие, разработчики или веб-студия пишут ТЗ бесплатно - то есть, список работ, которые нужно выполнить. И затем утверждают его у клиентов. На большой объем работ техзадание составляется, как правило, платно, потому что на его разработку требуется много времени. Бывает такое, что техзадание пишется 10-14 дней. А теперь представьте, что вы работаете две недели, выясняете все детали, тестируете оборудование, ищете решения, изучаете рынок, а потом заказчик берет готовое ТЗ, говорит «спасибо» и отдает его фрилансеру или другой веб-студии. Каждое техзадание внимательно изучается разработчиками, они задают вопросы, уточняют пункты, если с чем-то могут возникнуть проблемы, предупреждают об этом. в таком случае у обеих сторон будет четкое понимание конечного результата. Но тем не менее, имейте в виду, что на такие уловки можно напороться. Не соглашайтесь на работу без ТЗ.
- Регистрация доменного имени на исполнителя. Домен должен принадлежать заказчику, иначе нет смысла продвигать сайт, который можно потерять. Проверьте этот пункт в договоре. То же может быть и с хостингом. Но тут часто сами заказчики не против располагаться на сервере веб-студии, чтобы не заморачиваться. Важно выбрать вариант, который вам подходит, и указать в договоре, где будет располагаться сайт и на кого регистрируется хостинг. Если сайт располагается на хостинге веб-студии, заказчик должен иметь возможность по первому требованию получить свой сайт.
- Вместо разработки дизайна веб-студия покупает шаблон и ставит его. это уже обман чистой воды. В техзадании заказчик указывает, нужен ли ему готовый шаблон или нужно разработать дизайн.
Большинство таких веб-студий не сможет конкурировать с честными исполнителями и рано или поздно закроются. А все нюансы лучше прописать в договоре.