Онлайн генератор ТЗ - Составить техническое задание для сайта

  • Шаг 1
  • Шаг 2
  • Шаг 3
  • Шаг 4
  • Шаг 5
  • Шаг 6
  • Шаг 7
  • Шаг 8
  • Шаг 9
  • Шаг 10

Подумайте, какой вебсайт вам нужен, и заполните информацию ниже.

Почему все требуют ТЗ

Составленное и согласованное сторонами ТЗ прикрепляется к договору выполнения работ или оказания услуг в виде приложения. И обе стороны руководствуются им в процессе работы над проектом.

Исполнитель делает то, что указано в ТЗ. Если какие-то работы не указаны в техническом задании, но сделать их нужно для качественного результата, разработчик либо советуется с заказчиком, либо выполняет их по своему усмотрению.

При грамотно составленном техзадании заказчик получит тот результат, который он ожидает.

Иногда можно столкнуться с высказываниями заказчиков: "Вы же профессионалы, вы сами знаете, что делать. Работайте без ТЗ". Мы, несомненно, профессионалы, но, к сожалению, не умеем читать мысли. А каждый проект - это творческий процесс. Даже типовые задачи, при согласовании с клиентом, при написании техзадания могут существенно видоизмениться, потому что у клиента может возникнуть совершенно иное видение конечного результата проекта.

Задача "Создайте интернет-магазин" никогда не будет одинакова хотя бы для двух клиентов. Проект-менеджер задаст заказчику множество вопросов, например:

- Нужен ли вам логотип?

- Какие цвета в дизайне предпочитаете?

- Вам нужен модуль доставки?

- Будут ли учитываться остатки товара на складе?

- Какие существуют программы лояльности для клиентов?

Все эти вопросы только по базовому функционалу интернет-магазина. А могут быть еще и пожелания создать нестандартные модули - калькулятор цен, использование промокодов, отслеживание доставки товара по трек-номеру. И множество других элементов, о которых проект-менеджер может даже и не подумать, поскольку не знает, что нужно конкретно для вашего интернет-магазина.

Нужно изначально составлять качественное техническое задание, так как весь функционал, не включенный в ТЗ, будет оплачиваться отдельно. Цена разработки сайта складывается из количества времени, потраченного на работу, а ТЗ позволяет рассчитать конечную стоимость. Если в процессе разработки у заказчика возникают новые идеи, срок исполнения договора увеличивается. В этом случае веб-студия создает приложение к договору с перечнем и стоимостью работ и выставляет счет на эти работы.

Какая польза от ТЗ для клиента

- При составлении ТЗ клиент видит, что он получит в итоге. У многих на первоначальных этапах нет четкого понимания конечной цели. Техзадание помогает этого достичь.

- Предотвращение трудностей, которые могут возникнуть при выполнении работы. Клиент не знает всех нюансов разработки. Но специалисты веб-студии знают. При составлении ТЗ они укажут на эти сложности. Например, если вы переделываете структуру существующего сайта, и сайт у вас грамотно продвигается, перед загрузкой новой структуры нужно сделать редиректы со старых разделов на новые, чтобы не терять позиции в поисковиках. Любая профессиональная веб-студия скажет вам об этом, и эти работы также будут занесены в техзадание.

Другой пример - вы хотите сделать вход в личный кабинет по смс. Нужно учесть, что отправка смс - платная услуга сторонних сервисов (если, конечно, у вас нет собственного оборудования). Вы должны будете решить, хотите ли вы тратить деньги на такую функцию. Если да, в ТЗ будет добавлены пункты об интеграции с сервисом отправки СМС, а также предотвращение массовых отправок смс роботами.

- ТЗ - это ваш договор. Все пункты в нем должны быть выполнены исполнителем.

- Техзадание - это понятная инструкция для абсолютно любой команды разработчиков. Чем более четко и понятно составлено ТЗ, тем меньше вопросов к вам будет.

- Без техзадания нельзя рассчитать окончательную стоимость работ. В процессе работы без ТЗ вы можете осознать, что проект сложнее, чем вы думали, и у вас не хватает бюджета на него.

Из чего состоит ТЗ

Основные составляющие технического задания (рассматриваем на примере создания сайта):

- Описание деятельности клиента.

- Цели создания сайта.

- Целевая аудитория. Мужчины или женщины. Возраст посетителей. Чем они занимаются?

- Глоссарий. Здесь перечисляются термины, которые заказчик может не понять. CMS, CRM, хостинг, домен.

- Технические требования к сайту - адаптивный, кроссбраузерный, будет много товаров.

- Требования к дизайну - неяркий дизайн, деловой стиль, стандартные шрифты, преобладает зеленый цвет.

- Примеры сайтов которые нравятся и не нравятся.

- CMS - система управления контентом. Либо это может быть фреймворк. Часто определяется веб-студией после ознакомления с техническим заданием.

- Структура сайта. перечень и иерархия всех разделов на сайте.

- Стандартные элементы и требования к ним. Шапка, подвал, верхнее меню, поиск, кнопка наверх, навигационная цепочка "хлебные крошки", всплывающая форма обратной связи, сайдбар. Перечисляются требования к этим элементам - из чего состоят, в каком месте сайта располагаются.

- Описание главной страницы.

- Описание типовой страницы. Ее дизайн будет применяться ко всем созданным страницам по умолчанию.

- Технические страницы - 404, поиск, регистрация, логин, забыли пароль, подтверждение регистрации.

- Описание остальных страниц и разделов. Описываются только те страницы, внешний вид которых отличаются от типовой. Это часто контакты, о нас, страница с перечнем услуг, профиль пользователя.

- Описание работы форм. Что происходит при отправке формы - уведомление админа на емейл, сохранение письма в базе данных, уведомление пользователя на сайте в случае успеха и ошибки.

- Описание сложных решений на сайте, если они есть. Например, функционал калькулятора. Интеграция с 1С или CRM.

- Контент сайта - исполнитель наполняет сайт демо-данными, либо материалами заказчика, либо создает контент - пишет тексты, рисует инфографику.

Процесс разработки техзадания менеджером

Менеджер проекта просит клиента заполнить бриф, где описаны следующие пункты:

- Информация о проекте, что это будет, какие задачи выполняет, на кого ориентирован проект.

- Требования к дизайну - цветовая гамма, предпочтения, пожелания.

- Сайты конкурентов или похожих проектов.

- Сайты, которые нравятся.

- Сайты, которые не нравятся.

После этого менеджер разрабатывает структуру будущего сайта.

Утвердив структуру, менеджер составляет описание элементов, которые присутствуют на всех страницах.

Далее разрабатываются прототипы всех страниц, имеющих уникальный внешний вид.

Затем менеджер переходит к описанию типового функционала сайта. Это работа форм, регистрация, подписка на новости.

Затем описывается нетиповой функционал - отправление СМС, бонусы для зарегистрировавшихся клиентов.

В техзадании менеджер указывает технические требования к сайту, определяет CMS.

Утверждает, кто будет создавать контент.

В процессе работы клиенту будет задано множество вопросов, на которые ему нужно дать оперативные ответы. От этого зависит, насколько качественное техническое задание будет на выходе.

Когда черновой вариант ТЗ готов, заказчик внимательно все изучает, вносит свои корректировки. При необходимости техническое задание дорабатывается.

ТЗ сдается заказчику.

Чем бриф на разработку сайта отличается от ТЗ

В статье мы упоминали слово "бриф". Оно часто встречается при работе с веб-студиями. Что такое бриф и чем он отличается от ТЗ?

Бриф - это краткое изложение. Это не ТЗ, а основная информация, которую заказчик предоставляет по своему проекту. То, как заказчик видит проект в будущем, цели и задачи проекта, внешний вид, конкуренты, понравившиеся и не понравившиеся сайты.

Это просто список вопросов, на которые можно быстро дать ответ.

Техническое задание чаще всего пишет веб-студия. В некоторых случаях это делает сам клиент, но лучше все же доверить создание ТЗ профессионалам. Бриф всегда заполняется заказчиком. Либо менеджер может задать вопросы из брифа заказчику и записать его ответы.

брифе заказчик описывает свои пожелания по заданию. Здесь нет конкретики. Можно написать: мне нравятся красные или синие цвета. В техзадании, если идет речь о цвете, он упоминается четко: все ссылки красные, при наведении синие.

Бриф - это не документ, а просто опросник. Техзадание прикладывается к договору выполнения работ в виде приложения.

Как написать ТЗ на разработку сайта самому

ТЗ пишется самостоятельно, если вы хотите потренироваться в написании технических заданий.

Бывает, что некоторые стартапы сами пишут ТЗ, потому что им кажется необоснованными тратами еще и стоимость разработки технического задания. Что далеко не так, потому что непродуманное ТЗ может привести к дополнительным тратам, которые не были учтены.

Для таких клиентов у нас есть выход - все техзадания для типовых задач, а также для небольших проектов, которые не требуют серьезного анализа и трудоемких работ, выполняются бесплатно.

Также вы можете воспользоваться Генератором ТЗ.

При написании технического задания нужно учесть несколько моментов:

- Описывайте все точно, без воды, вводных оборотов и т.д. Все эпитеты должны быть заменены на технические характеристики.

"Красивый" - адаптивный сайт, отвечающий требованиям UI/UX-дизайна, с использованием корпоративных цветов.

"Качественный" - при проверке валидации сайт не выдает ошибок, сайт технически оптимизирован под SEO (это, кстати, тоже нужно бы расписать, но опустим технические моменты), имеет страницу 404, сервер, где расположен сайт, работает без перебоев.

- Опишите ваш проект. Разработчики должны понимать, для чего вам сайт. Укажите конкурентов и партнеров. Приведите примеры понравившихся и не понравившихся сайтов. Расскажите, что вас в этих сайтах привлекает, а что отталкивает.

- Укажите технические требования к сайту.

- Определитесь с CMS.

- Опишите дизайн - основные цвета, нужна ли разработка логотипа, нужна ли разработка баннеров и инфографики.

- Распишите каждую страницу. Для этого нарисуйте сначала главную, а затем и остальные страницы. Рисовать можно от руки или с помощью специальных сервисов.

- Проработайте каждый элемент вашего сайта.

- Опишите функционал сайта и сценарии работы с ним. Что происходит при нажатии на каждую кнопку? Все действия на сайте должны быть описаны.

- Опишите все нетиповые задачи. Если это калькулятор, продумайте весь механизм, предоставьте все формулы расчетов. Если это бонусная программа, распишите, каким образом начисляются бонусы. Что нужно сделать на сайте, чтобы у пользователя появились бонусы? Начисляются ли они автоматом при покупке товаров на определенную сумму или их ставит менеджер в панели администратора?

- Укажите, кто будет работать с контентом - вы сами наполните или веб-студия напишет вам тексты.

- Нужна ли установка на хостинг и регистрация домена. Воспользуйтесь моим генератором технических заданий, чтобы вам было проще составить ТЗ для своего сайта.

Вверх